Исполнительное производство: реалии и перспективы
Под руководством главы Комитета по госстроительству Государственной Думы Владимира Плигина разработан законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Под руководством главы Комитета по госстроительству Государственной Думы Владимира Плигина разработан законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Этот документ, призванный облегчить работу судебных приставов-исполнителей, предлагает внести поправки в десять законодательных актов Российской Федерации, в т.ч. и в кодифицированные законы.
Законопроект планирует существенно расширить права судебных приставов. Новеллой в российском законодательстве об исполнительном производстве является делегированное приставам право при розыске должников или их имущества, а также детей пользоваться информацией, полученной от граждан, например, от соседей, коллег по работе или знакомых. При поиске ребенка или должника, являющегося физическим лицом, судебные приставы могут воспользоваться возможностями средств массовой информации, причем СМИ будут обязаны помогать им на безвозмездной основе.
Поправка, вносимая в закон «О частной детективной и охранной деятельности», дает возможность службе приставов использовать любую информацию, полученную от частных детективов. Обратиться к которым, приставы смогут на основании соответствующего заявления взыскателя. Таким образом, законодательно отобразилось предложение главы ФССП Артура Парфенчикова, который давно уже предлагал воспользоваться зарубежными наработками. Главный служебный пристав страны отмечал, что в ряде стран частные детективы очень активно подключены к работе приставов, что позволяет добиться действенных результатов.
Еще одно предложение А. Парфенчикова, которое было учтено при разработке законопроекта, заключалось в возложении на должника обязанности декларировать все принадлежащее имущество (на правах собственности, владения или пользования), доходы, а также сделки с имуществом. Авторы законопроекта предусмотрели обязанность должника отчитаться о сделках со своим имуществом за трехлетний период, предшествующий дате подачи самой декларации.
Если по существующему законодательству должника ничто не обязывает информировать приставов о своем имущественном положении, то и не удивительно, что большая часть (если даже не львиная доля) имущества благополучно скрывается (прячется) неплательщиками от глаз «государевых людей». Потраченные приставами колоссальные усилия по розыску имущества могут завершиться только возможностью ареста найденных вещей, никаких правовых последствий для самого должника не наступает.
Согласно вносимым поправкам, ситуация меняется кардинально. Теперь именно на должника возлагается вся ответственность за достоверность и полноту информации, предоставляемой в декларации об имущественном положении. Причем полностью отчитаться должник обязан не позднее десяти дней от момента получения соответствующего постановления из службы судебных приставов.
Однако любая обязанность будет только пустым звуком, если за ее неисполнение не будет предусмотрено соответствующих санкций. Санкции в отношении неплательщиков, которые отказываются предоставить приставу-исполнителю свою декларацию, либо предоставляют в ней недостоверную и/или неполную информацию, планируется ввести в уголовное законодательство. Уголовный кодекс авторы законопроекта предлагают дополнить статьей 315.1, предусматривающей в подобных случаях наказание в виде штрафа (в размере до 100000 руб., либо заработной платы, либо иного дохода за годичный период) или обязательных работ (до 180 часов).
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает и возможность совершения приставами различных исполнительных действий (в т.ч. по розыску ребенка, должника и имущества) в нерабочие дни и в вечернее время (с 22 часов до 6 часов). Хочется напомнить, что по существующему законодательству исполнение приставами своих должностных обязанностей в вечернее время и выходные дни может осуществляться в четырех случаях. К ним закон относит:
Законопроект планирует существенно расширить права судебных приставов. Новеллой в российском законодательстве об исполнительном производстве является делегированное приставам право при розыске должников или их имущества, а также детей пользоваться информацией, полученной от граждан, например, от соседей, коллег по работе или знакомых. При поиске ребенка или должника, являющегося физическим лицом, судебные приставы могут воспользоваться возможностями средств массовой информации, причем СМИ будут обязаны помогать им на безвозмездной основе.
Поправка, вносимая в закон «О частной детективной и охранной деятельности», дает возможность службе приставов использовать любую информацию, полученную от частных детективов. Обратиться к которым, приставы смогут на основании соответствующего заявления взыскателя. Таким образом, законодательно отобразилось предложение главы ФССП Артура Парфенчикова, который давно уже предлагал воспользоваться зарубежными наработками. Главный служебный пристав страны отмечал, что в ряде стран частные детективы очень активно подключены к работе приставов, что позволяет добиться действенных результатов.
Еще одно предложение А. Парфенчикова, которое было учтено при разработке законопроекта, заключалось в возложении на должника обязанности декларировать все принадлежащее имущество (на правах собственности, владения или пользования), доходы, а также сделки с имуществом. Авторы законопроекта предусмотрели обязанность должника отчитаться о сделках со своим имуществом за трехлетний период, предшествующий дате подачи самой декларации.
Если по существующему законодательству должника ничто не обязывает информировать приставов о своем имущественном положении, то и не удивительно, что большая часть (если даже не львиная доля) имущества благополучно скрывается (прячется) неплательщиками от глаз «государевых людей». Потраченные приставами колоссальные усилия по розыску имущества могут завершиться только возможностью ареста найденных вещей, никаких правовых последствий для самого должника не наступает.
Согласно вносимым поправкам, ситуация меняется кардинально. Теперь именно на должника возлагается вся ответственность за достоверность и полноту информации, предоставляемой в декларации об имущественном положении. Причем полностью отчитаться должник обязан не позднее десяти дней от момента получения соответствующего постановления из службы судебных приставов.
Однако любая обязанность будет только пустым звуком, если за ее неисполнение не будет предусмотрено соответствующих санкций. Санкции в отношении неплательщиков, которые отказываются предоставить приставу-исполнителю свою декларацию, либо предоставляют в ней недостоверную и/или неполную информацию, планируется ввести в уголовное законодательство. Уголовный кодекс авторы законопроекта предлагают дополнить статьей 315.1, предусматривающей в подобных случаях наказание в виде штрафа (в размере до 100000 руб., либо заработной платы, либо иного дохода за годичный период) или обязательных работ (до 180 часов).
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает и возможность совершения приставами различных исполнительных действий (в т.ч. по розыску ребенка, должника и имущества) в нерабочие дни и в вечернее время (с 22 часов до 6 часов). Хочется напомнить, что по существующему законодательству исполнение приставами своих должностных обязанностей в вечернее время и выходные дни может осуществляться в четырех случаях. К ним закон относит:
- угрозу жизни и здоровью граждан;
- исполнение судебных документов, связанных с выборами в органы государственной власти либо местного самоуправления;
- обеспечение иска;
- наложение взыскания на скоропортящееся имущество должника.