Новый закон обеспечит действенную защиту прав потребителей
Отныне права потребителей будут обеспечены более эффективной защитой. Накануне успешно были опубликованы поправки в законодательство, которые касаются принципов организации муниципального и государственного контроля, особое место в котором принадлежит сегменту защиты прав потребителей.
Отныне права потребителей будут обеспечены более эффективной защитой. Накануне успешно были опубликованы поправки в законодательство, которые касаются принципов организации муниципального и государственного контроля, особое место в котором принадлежит сегменту защиты прав потребителей. Многие общественные организации, специализирующиеся на защите прав потребителей полагают, что принятый Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля достаточно подробно регламентирует основы деятельности властей и институтов общественного контроля в данной области. Тем не менее, среди предпринимательских кругов уже появились мнения, что с принятием нового закона может возрасти административное давление на бизнес.
По словам Петра Шелища – председателя Союза потребителей России, новый документ определяет несколько принципиально важных моментов, которые ранее в законодательстве были обозначены расплывчато.
Прежде всего, отмечает Шелищ, в новом документе конкретизируется право Роспотребнадзора в части защиты прав потребителей. Казалось бы, уже даже непосредственно в самом названии данного ведомства – Федеральная служба надзора в области защиты прав потребителей и благополучия человека. Однако стоит только ведомство применить какие-либо санкции к нарушителям действующего законодательства, как тотчас же другие ведомственные органы заявляют о том, что Роспотребнадзор вмешивается в их внутреннюю деятельность. Например, когда Роспотребнадзор стал реагировать на массовые жалобы людей, не довольных системой потребительского кредитования, Центробанк РФ заявил, что это его прерогатива.
Теперь же данный момент весьма четко закреплен в новом законе: федеральные государственные органы имеют возможность вести контроль и надзор в сфере соблюдения технических норм. А вот всё, что касается защиты прав потребителей, - исключительное поле деятельности органов Роспотребнадзора. Теперь, по словам Петра Шелища, Роспотребнадзор имеет больше возможностей по защите прав потребителей. Кроме того, отныне на органы Роспотребнадзора возлагается обязанность ведения ежегодного государственного доклада в сфере защиты прав потребителей, а также подведения статистики и комплексного анализа случаев причинения вреда человеку.
Ещё одним новшеством относится непосредственно к деятельности самих общественных организаций. Согласно принятым законодательным изменениям общественные организации теперь наделяются правом осуществлять проверку качества товаров, оказываемых услуг или выполненных работ на предмет соответствия действующим государственным нормативам. В случае обнаружения нарушений – они составляют акты и отправляют их в соответствующие контрольные органы. Ранее подобная практика предоставления широких прав общественным объединениям приводила к появлению различных коррупционных схем – другими словами, псевдо-защитники потребительских прав тщательно выявляли нарушения на рынках, торговых точках, магазинах и других объектах, чтобы потом взять с их собственников определенную мзду в обмен на молчание и несообщение в соответствующие органы.
Другой стороной медали является тот факт, что даже если общественные организации честно составляли акты на выявленные нарушения и передали их затем в контролирующие органы, то, там их в большинстве случаев откладывали «под сукно». Другими словами не было ни единой гарантии того, что по поданному акту будет обеспечиваться соответствующее реагирование со стороны Роспотребнадзора. Теперь же по новому Закону контрольно-надзорные органы обязаны должным образом реагировать на поступающие сигналы со стороны общественных организаций. Коме того, власть в обязательном порядке должна информировать население через различные информационные ресурсы относительно того, какие права есть у людей и как они могут защитить себя самостоятельно при помощи существующих законных способов.
Не до конца ясно пока одно – каким образом защитить бизнес от агрессивного административного давления, которое может усилиться в результате реализации принятого закона. Как отмечают многие эксперты, для более совершенной регламентации и обеспечения бизнеса реальными гарантиями защиты – существует необходимость принятия профильных законодательных актов.
В любом случае, принятие нового закона имеет большое положительное значение в такой сфере, как обеспечение защиты прав потребителей.
По словам Петра Шелища – председателя Союза потребителей России, новый документ определяет несколько принципиально важных моментов, которые ранее в законодательстве были обозначены расплывчато.
Прежде всего, отмечает Шелищ, в новом документе конкретизируется право Роспотребнадзора в части защиты прав потребителей. Казалось бы, уже даже непосредственно в самом названии данного ведомства – Федеральная служба надзора в области защиты прав потребителей и благополучия человека. Однако стоит только ведомство применить какие-либо санкции к нарушителям действующего законодательства, как тотчас же другие ведомственные органы заявляют о том, что Роспотребнадзор вмешивается в их внутреннюю деятельность. Например, когда Роспотребнадзор стал реагировать на массовые жалобы людей, не довольных системой потребительского кредитования, Центробанк РФ заявил, что это его прерогатива.
Теперь же данный момент весьма четко закреплен в новом законе: федеральные государственные органы имеют возможность вести контроль и надзор в сфере соблюдения технических норм. А вот всё, что касается защиты прав потребителей, - исключительное поле деятельности органов Роспотребнадзора. Теперь, по словам Петра Шелища, Роспотребнадзор имеет больше возможностей по защите прав потребителей. Кроме того, отныне на органы Роспотребнадзора возлагается обязанность ведения ежегодного государственного доклада в сфере защиты прав потребителей, а также подведения статистики и комплексного анализа случаев причинения вреда человеку.
Ещё одним новшеством относится непосредственно к деятельности самих общественных организаций. Согласно принятым законодательным изменениям общественные организации теперь наделяются правом осуществлять проверку качества товаров, оказываемых услуг или выполненных работ на предмет соответствия действующим государственным нормативам. В случае обнаружения нарушений – они составляют акты и отправляют их в соответствующие контрольные органы. Ранее подобная практика предоставления широких прав общественным объединениям приводила к появлению различных коррупционных схем – другими словами, псевдо-защитники потребительских прав тщательно выявляли нарушения на рынках, торговых точках, магазинах и других объектах, чтобы потом взять с их собственников определенную мзду в обмен на молчание и несообщение в соответствующие органы.
Другой стороной медали является тот факт, что даже если общественные организации честно составляли акты на выявленные нарушения и передали их затем в контролирующие органы, то, там их в большинстве случаев откладывали «под сукно». Другими словами не было ни единой гарантии того, что по поданному акту будет обеспечиваться соответствующее реагирование со стороны Роспотребнадзора. Теперь же по новому Закону контрольно-надзорные органы обязаны должным образом реагировать на поступающие сигналы со стороны общественных организаций. Коме того, власть в обязательном порядке должна информировать население через различные информационные ресурсы относительно того, какие права есть у людей и как они могут защитить себя самостоятельно при помощи существующих законных способов.
Не до конца ясно пока одно – каким образом защитить бизнес от агрессивного административного давления, которое может усилиться в результате реализации принятого закона. Как отмечают многие эксперты, для более совершенной регламентации и обеспечения бизнеса реальными гарантиями защиты – существует необходимость принятия профильных законодательных актов.
В любом случае, принятие нового закона имеет большое положительное значение в такой сфере, как обеспечение защиты прав потребителей.