Президент Дмитрий Медведев начал реформирование уголовного законодательства
Президент России Дмитрий Медведев представил на проведенном межведомственном совещании проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный Кодекс России», который в скором времени будет направлен в Госдуму. Над документом работали специалисты Министерства Юстиции РФ – он станет началом системных реформ отрасли.
Президент России Дмитрий Медведев представил на проведенном межведомственном совещании проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный Кодекс России», который в скором времени будет направлен в Госдуму. Над документом работали специалисты Министерства Юстиции РФ – он станет началом системных реформ отрасли.
Коновалов также обозначил, что на сегодняшний день в судебной практике зачастую суд исходит из такого негласного правила, применяемого еще в советской России: назначение наказания проводится по некой усредненной планке. К примеру, если санкция статьи предполагает лишение свободы на срок от 5 до 12 лет, то судья определяет виновному в совершении преступления 9 лет лишения свободы, если не имеется смягчающих или отягчающих обстоятельств. В результате такого подхода многие осужденные, которые могли бы за свои преступные ошибки нести менее тяжкое наказание, вынуждены, по сути, отбывать «лишние годы». К тому же, данный факт является причиной того, что российские тюрьмы являются переполненными и образуют огромную «касту» трудоспособного в большинстве своем населения. Вступление в силу данного проекта закона позволит освободить тюрьмы более чем на треть, причем принцип неотвратимости наказания будет неукоснительно соблюдаться. На сегодня средний срок отбывания наказания осужденными в местах лишения свободы составляет 5 – 9 лет. После принятия проекта закона данный срок составит 2 – 3 года.
Опасные преступники, - подчеркнул Коновалов, - будут получать наказание по максимуму, поэтому здесь смягчение наказания, по сути, не происходит.
На данный момент окончательно ещё неизвестно, какими полномочиями будет наделяться служба пробации России, каким образом формироваться и, соответственно, кому подчиняться. Но отдельно в законе прописывается, что численный состав ныне действующей ФСИН необходимо будет сократить. В частности предлагается за счет использования камер наблюдения и электронных браслетов сократить количество охранников.
Также разработчики закона отдельно прописали воспитательную роль содержания осужденных не по 20 – 30 человек, а по 2 – 3 человека в камере. Поскольку нахождение значительного количества заключенный в одной камере приводит к построению иерархических отношений, которые нередко становятся причинами внутренних разборок, бунтов, драк и издевательств. После введения закона заключенные смогут находиться либо отдельно, либо по 2 – 3 человека в камере, а пересекаться смогут только при выполнении работ, спортивных прогулок, общих сборов и т.п.
Кроме того, чтобы защитить права заключенным предлагается предоставить им возможность обращаться с жалобами в Генеральную прокуратуру напрямую, а не через руководство исправительных учреждений, которые, как правило, действуют предубежденно в вопросах, касающихся официального рассмотрения жалоб.
Валерий Борщов – глава общественного комитета наблюдателей в тюрьмах и СИЗО Москвы, отметил, что снижение среднего отбывания наказания в тюрьме приведет к гуманизации общества, ведь не обязательно «сажать» в тюрьму за украденную «курицу». Однако к преступникам, совершающим тяжкие преступления необходимо применять максимальные меры наказания.
По мнению заместителя руководителя комитета по законодательству В. Грузднева, предложенный президентом законопроект будет принят в ближайшее время, поэтому судьям и исправительным учреждениям необходимо будет эффективно привести в жизнь все предложенные изменения.
Таким образом, президентский проект об изменении уголовного законодательства призван стать решающим фактором на пути демократизации, гуманизации и защиты прав человека и гражданина в части назначения наказания и его исполнения. Также проводится подготовка по разработке ряда законопроектов, направленных на системное реформирование институтов уголовного законодательства.
Отмена нижнего предела наказания
Принципиальной новеллой в уголовном законодательстве является отмена нижних пределов санкций в тех составах преступлений, где предусматривается в качестве меры наказания лишение свободы. Таких составов в УК РФ насчитывается 68. По словам президента, введение данной радикальной меры предоставит судьям возможность применять дифференцированный подход при назначении наказания, тем самым реализуется принцип справедливого наказания. Речь идет о наиболее распространенных видах преступлений, в частности насильственные преступления против личности и преступления в сфере собственности. Как заявил на совещании глава Минюста Александр Коновалов, - отныне у суда будет возможность применять более вариативные санкции за совершение лицами тех или иных преступлений. Так, например, если суд учтет за необходимое, то сможет, исходя из обстоятельств дела, назначить полгода заключения, если этого будет достаточно для исправления преступника.Коновалов также обозначил, что на сегодняшний день в судебной практике зачастую суд исходит из такого негласного правила, применяемого еще в советской России: назначение наказания проводится по некой усредненной планке. К примеру, если санкция статьи предполагает лишение свободы на срок от 5 до 12 лет, то судья определяет виновному в совершении преступления 9 лет лишения свободы, если не имеется смягчающих или отягчающих обстоятельств. В результате такого подхода многие осужденные, которые могли бы за свои преступные ошибки нести менее тяжкое наказание, вынуждены, по сути, отбывать «лишние годы». К тому же, данный факт является причиной того, что российские тюрьмы являются переполненными и образуют огромную «касту» трудоспособного в большинстве своем населения. Вступление в силу данного проекта закона позволит освободить тюрьмы более чем на треть, причем принцип неотвратимости наказания будет неукоснительно соблюдаться. На сегодня средний срок отбывания наказания осужденными в местах лишения свободы составляет 5 – 9 лет. После принятия проекта закона данный срок составит 2 – 3 года.
Опасные преступники, - подчеркнул Коновалов, - будут получать наказание по максимуму, поэтому здесь смягчение наказания, по сути, не происходит.
Смягчение наказания для менее общественно опасных преступлений
Однако, нужно заметить, что подготовленный законопроект предусматривает смягчение наказания по тем видам преступлений, по которым сегодня не полагается заключение в тюрьме. В частности, Дмитрий Медведев обозначил, что по 11 видам преступлений в качестве основной меры наказания станет штраф, а ещё по 12– исправительные работы. К тому же по 118 уголовным составам предлагается «арест» и «исправительные работы» исключить как нижний предел наказания.Создание органа по контролю над условно осужденными
Помимо всего прочего, в Минюсте был подготовлен законопроект о создании службы пробации – специального государственного органа, который будет осуществлять контроль над условно осужденными. В компетенцию данного органа будет входить контроль и надзор за поведением условно осужденных, что позволит повысить эффективность соблюдения наказания и позволит лицам, привлеченным к уголовной ответственности, пройти необходимый период социальной адаптации. Заметим, что подобные институты уже давно введены в Великобритании и США, а также в Швеции, Германии, Финляндии, Дании, Эстонии и Латвии.На данный момент окончательно ещё неизвестно, какими полномочиями будет наделяться служба пробации России, каким образом формироваться и, соответственно, кому подчиняться. Но отдельно в законе прописывается, что численный состав ныне действующей ФСИН необходимо будет сократить. В частности предлагается за счет использования камер наблюдения и электронных браслетов сократить количество охранников.
Также разработчики закона отдельно прописали воспитательную роль содержания осужденных не по 20 – 30 человек, а по 2 – 3 человека в камере. Поскольку нахождение значительного количества заключенный в одной камере приводит к построению иерархических отношений, которые нередко становятся причинами внутренних разборок, бунтов, драк и издевательств. После введения закона заключенные смогут находиться либо отдельно, либо по 2 – 3 человека в камере, а пересекаться смогут только при выполнении работ, спортивных прогулок, общих сборов и т.п.
Кроме того, чтобы защитить права заключенным предлагается предоставить им возможность обращаться с жалобами в Генеральную прокуратуру напрямую, а не через руководство исправительных учреждений, которые, как правило, действуют предубежденно в вопросах, касающихся официального рассмотрения жалоб.
Мнения экспертов
Людмила Алексеева – руководитель Московской Хельсинской группы уверена, что не лишним будет отдельно четко и ясно прописать, по каким статьям Уголовного Кодекса не должно быть предусмотрено лишение свободы как мера наказания, в частности по экономическим преступлениям. «Находиться в тюрьмах должны те, кто убивает, ворует, насилует, а у нас каждый пятый заключенный – бизнесмен, у которого решили отобрать дело», - сетует Алексеева.Валерий Борщов – глава общественного комитета наблюдателей в тюрьмах и СИЗО Москвы, отметил, что снижение среднего отбывания наказания в тюрьме приведет к гуманизации общества, ведь не обязательно «сажать» в тюрьму за украденную «курицу». Однако к преступникам, совершающим тяжкие преступления необходимо применять максимальные меры наказания.
По мнению заместителя руководителя комитета по законодательству В. Грузднева, предложенный президентом законопроект будет принят в ближайшее время, поэтому судьям и исправительным учреждениям необходимо будет эффективно привести в жизнь все предложенные изменения.
Таким образом, президентский проект об изменении уголовного законодательства призван стать решающим фактором на пути демократизации, гуманизации и защиты прав человека и гражданина в части назначения наказания и его исполнения. Также проводится подготовка по разработке ряда законопроектов, направленных на системное реформирование институтов уголовного законодательства.