Прокуратура Свердловской области против зарплаты «в конвертах»
Марина Медведева, начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан прокуратуры Свердловской области. Выпускница Свердловского юридического института 1984 года. С января 1985 года работает в органах прокуратуры: помощник прокурора, следователь прокуратуры, старший помощник прокурора, заместитель прокурора района, начальник отдела областной прокуратуры.
— Марина Николаевна, какими документами гарантируется право гражданина на своевременное и полное вознаграждение за труд?
— Конституцией Российской Федерации, нормами международного права, федеральным законодательством гарантируется и защищается право каждого на своевременное и полное вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации. Вместе с тем, анализ состояния законности в этой сфере свидетельствует о массовых нарушениях трудовых прав работников. Проблемы своевременной выдачи заработной платы, погашения просроченной задолженности тесно переплетаются с вопросом неофициальной выплаты заработной платы, так называемого «конвертного» вознаграждения за труд или «серой» заработной платы, как принято сейчас говорить.
Это влечет за собой не только нарушение трудового законодательства, но и ущемление социальных прав работников. Проблемным становятся вопросы их дальнейшего пенсионного обеспечения. Работающие по достижении пенсионного возраста получают минимальную трудовую пенсию, что обрекает их на крайне низкий уровень жизни в старости. Кроме того, «серые» зарплаты значительно снижают поступление денежных сумм в бюджет. Минимизируется или полностью отсутствует уплаты налоговых платежей, в частности, налоги на доходы физических лиц, единого социального налога, взносов в пенсионный фонд, обязательное страхование от несчастных случаев.
Основной целью надзора в этой сфере является вывод неофициальной заработной платы в легальное русло путем организации проверок и принятия соответствующих мер прокурорского реагирования. В целях координации действий надзорных и правоохранительных органов, направленных на выявление и пресечение правонарушений в данной сфере, совместным приказом в августе 2005 года создана межведомственная рабочая группа по контролю над обеспечением трудовых прав граждан и легализации их доходов. В составе рабочей группы представители прокуратуры, управления внутренних дел, налоговой службы, государственной инспекции труда, управления отделения пенсионного фонда, министерства экономики и труда области. К работе в группе приглашены представители общественности и науки. Заседание рабочей группы состоялось в июне этого года и очередное намечено на сентябрь. Аналогичные группы созданы во всех городах и районах области с участием глав администраций муниципальных образований.
Прокуратурой области на места систематически направляются списки предприятий, которые показывают зарплату своих работников ниже прожиточного уровня, а также перечень организаций страхователей, начисляющих заработную плату работникам, но не уплативших страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, что может косвенно свидетельствовать о выплате неофициальной заработной плате. По данным фактам органами прокуратуры на местах проводятся проверки. Факты выплаты неофициальной заработной платы установлены в 37 городах и районах области.
— Какие меры применяются к недобросовестным руководителям предприятий, скрывающим истинное положение дел с заработной платой?
— Органами прокуратуры возбуждено 182 дела об административных правонарушениях за нарушения законодательства о труде (ст. 5.27 КоАП РФ), за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ), за нарушение работодателем правил привлечения и использования в РФ иностранных работников (18.10 КоАП РФ). Виновные привлечены к административной ответственности в виде штрафа. Также должностным лицам объявляются предостережения о недопустимости нарушений трудового законодательства, вносятся представления об устранении нарушений законодательства.
Самым распространенным видом нарушений законодательства о труде в части выплаты заработной платы «в конвертах» у индивидуальных предпринимателей является нарушение ст. 303 ТК РФ - не заключение трудовых договоров с наемными работниками, не регистрация их в установленном законом порядке в органах местного самоуправления, отсутствие документов по начислению и выплате заработной платы, установление заработной платы ниже минимального размера оплаты труда, что свидетельствует о фактах выплаты неофициальной заработной платы.
Такие нарушения выявлены в городах Верхняя Пышма, Красноуральск, Ревда, Верхняя Салда, Невьянск; в Нижнесергинском, Артинском районах. Прокурорами Нижнесергинского района, Ленинского района г. Н.Тагила, Богдановичским городским прокурором установлены факты выплаты заработной платы в размере ниже минимального размера оплаты труда. Так, несмотря на повышение минимального размера оплаты труда с 01.05.2006 до 1100 рублей, индивидуальными предпринимателями Г.И. Меньшиковой, М.В. Гайдуковым, Н.А.Палкиной выплачивалась заработная плата наемным работникам в размере 720 рублей.
По постановлениям прокуроров индивидуальные предприниматели привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа. Также установлены случаи выплаты неофициальной заработной платы в организациях. При проверке в ООО «Фирма Атри» прокурором г. Каменска-Уральского в числе нарушений законодательства о труде выявлен факт не заключения трудовых договоров с работниками О.В. Комаровой и Е.В. Якушкевич. По результатам рассмотрения постановления прокурора, директор ООО «Фирма Атри» привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2000 рублей.
В ходе повторных проверок исполнения требований трудового законодательства в ООО ЧОП «Медведь» и у ИП И.В. Кокоревой Серовским городским прокурором и прокурором ЗАТО г. Новоуральск установлены нарушения, в том числе и факты не заключения трудовых договоров с работниками, что свидетельствует о наличии неучтенной заработной платы. По результатам проверок в отношении директора ЧОП «Медведь» Ю.И.Чепурнова и ИП И.В.Кокоревой возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, которые рассмотрены мировыми судьями и виновным назначено наказание в виде дисквалификации сроком на один год каждому. В числе факторов, влияющих на рынок труда, является и присутствие нелегальных мигрантов.
Серовским городским прокурором установлено, что в нарушение Положения «О выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации (от 30.12.2002 № 941), в ЗАО «Андриановский леспромхоз» без документа, подтверждающим право иностранного гражданина на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности с декабря 2005 года по апрель текущего года осуществляли деятельность 5 граждан Узбекистана. В отношении директора общества и ЗАО «Андриановский леспромхоз», как юридического лица, прокурором возбуждены административные производства по ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ (нарушение работодателем правил привлечения и использования в РФ иностранных работников). Постановлениями мирового судьи директор общества Н.П. Карасев и юридическое лицо ЗАО «Андриановский леспромхоз» подвергнуты взысканию в виде штрафа в размере 2500 рублей и 10 тыс. рублей соответственно.
В процессе организации работы органами прокуратуры вырабатываются новые способы и методы получения информации о фактах выплаты «серой» заработной платы на предприятиях. Одним из таких является анонимное анкетирование, которое позволяет получать сведения об организациях и предприятиях, работающих по серым схемам, а также о других нарушениях трудовых прав работников.
— С какими проблемами сталкиваются работники правоохранительных органов и межведомственных комиссий при попытках выявления предприятий и организации, где выплачивается заработная плата в «конвертах»?
— Прежде всего, таковой преградой являются сами работники, которые при проведении проверок на предмет выявления «серой» заработной платы «не выдают работодателя» из-за боязни быть уволенным. Ими недопонимается тот факт, что потом это отрицательно скажется на уровне их пенсионного обеспечения, трудового стажа в целом. В связи с чем, необходимо доводить до сведения граждан различными способами (через центральные СМИ, объявления и т.д.) порядок расчета пенсии, влияние полноты уплаты страховых взносов и представления индивидуальных сведений на пенсионные права застрахованных лиц, объяснять прямую зависимость размера заработной платы в настоящем и пенсионного обеспечения в будущем.
Решение проблемы «серого» рынка труда необходимо на законодательном уровне, с изменения правовой базы. Так, действующим законодательством об административных правонарушениях вообще не предусмотрена ответственность за выплату неофициальной заработной платы. Как правило, при подтверждении фактов выплаты «серой» заработной платы на предприятиях и в организациях работодатели привлекаются к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, при этом, с целью реального привлечения виновных лиц к ответственности, кроме данного нарушения в постановлениях о возбуждении административных производств в обязательном порядке указываются иные нарушения трудового законодательства. Наказание по степени тяжести не соответствует актуальности выплаты «серой» зарплаты как общероссийского явления и ее роли в сфере экономических и трудовых отношений, что влечет рецидив у привлеченных к ответственности. Работодатели продолжают работать по наработанной «серой» схеме.
Проблемным является вопрос привлечения недобросовестных работодателей к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, поскольку:
К проведению проверок привлекаются специалисты контролирующих и правоохранительных органов, что позволяет более тщательно проанализировать деятельность предприятий, выявить нарушения и принять адекватные меры реагирования.
Вместе с тем, в некоторых городах и районах области отсутствует должное взаимодействие между контролирующими и правоохранительными органами, обмен информации по выявленным фактам выплаты работодателями заработной платы «в конвертах» остается на низком уровне.
Так, на заседании рабочей группы в Нижнесергинском районе отмечено, что представителями Государственной инспекции труда и Управления пенсионного фонда проводится определенная работа по данному направлению, однако сведения о результатах не представляются.
Определенные трудности у членов межведомственных групп возникают и по объективным причинам. Поскольку работа контролирующих органов осуществляется в соответствии с установленными планами, не всегда своевременно проводятся совместные проверки по сообщениям о фактах выплаты неофициальной заработной платы. В связи с упущенным временем отсутствует элемент внезапности и актуальность проведения данных проверок.
В целом, работу межведомственной рабочей группы по контролю над обеспечением трудовых прав граждан и легализации их доходов следует признать удовлетворительной.
Деятельность контролирующих и правоохранительных органов должна быть направлена на активизацию работы с руководителями предприятий и организаций, индивидуальными предпринимателями, допускающими нарушения трудового законодательства в части своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы принятию исчерпывающих мер реагирования
Легализация серого рынка позволит значительно снизить уровень безработицы, обеспечить увеличение поступлений в бюджет.
— Определить реальный уровень «серой» заработной платы практически невозможно, поэтому и высчитать нанесенный бюджету ущерб сложно. Не секрет, что большинство предприятий, предоставляя отчеты в налоговые органы, указывают, что их работники получают минимальную, предусмотренную законодательством заработную плату. Реально же работники могут получать до 6 тыс. рублей «в конверте». Налоги же исчисляются с указанной суммы, все остальное остается неучтенным.
Органы прокуратуры сталкиваются уже с последствиями, когда поступают многочисленные обращения граждан с жалобами на работодателей, указывая, что в устной беседе оговаривалась одна заработная плата, а фактически получали другую сумму. Надлежащий трудовой договор при этом оформлен не был.
— Как изменились результаты борьбы с «серыми» зарплатами по сравнению с прошлым годом?
— Эта деятельность активизировалась в связи с работой межведомственной группы, в которую вошли контролирующие, правоохранительные органы. Каждый орган принимает исчерпывающие меры для выявления фактов выдачи заработной платы в «конвертах». Проводится работа с предприятиями, предпринимателями.
В первую очередь, разъяснительная работа с работодателями, чтобы они были заинтересованы в реальном повышении уровня заработной платы на своем предприятии. Например, министерство по налогам и сборам приглашает работодателей на свои заседания, где с ними также проводится работа разъяснительного характера.
— Какие изменения в законодательстве позволили бы более эффективно бороться с «серыми» зарплатами?
— В настоящее время условия, при соблюдении которых наступит уголовная ответственность, несколько завышены. Сумма скрытых налогов свыше 500 тыс. рублей или 1,5 млн. рублей - это очень большая сумма. Если бы эти показатели были ниже, то больше предприятий понесли бы уголовную ответственность. Но только такими мерами, ужесточением наказания, решить проблему нельзя.
— Кем инициируются проверки предприятий на предмет выдачи заработной платы «в конвертах»?
— Проверки проводят как контролирующие органы, так и по обращениям граждан.
— Может ли предоставление банковских данных помочь в борьбе с «серыми» зарплатами?
— Снятие запрета на разглашение тайны банковских вкладов нарушает гражданские права и свободы. Наличие вклада в банке у конкретного физического лица еще не может служить подтверждением того, что он получает «серую» зарплату.
— Сколько предприятий предоставляют данные о том, что их работники получают минимальную заработную плату?
— Списки тех предприятий, которые указывают минимальный размер оплаты труда, Пенсионный фонд направляет в органы прокуратуры для проверки. По данным фонда, таких организаций было 583.
— Часто ли поступают заявления от трудовых мигрантов?
— Бывают заявления, в которых указано, что с ними расплатились не полностью, либо вообще не расплатились за выполненную работу. По таким обращениям органами прокуратуры проводится проверка, но в большинстве случаев устанавливается, что имел место гражданско-правовой договор о выполнении работ, а не трудовые отношения на продолжительный срок. К сожалению, не все могут правильно заключить договор.
— Какие предприятия в основном выдают «серую» заработную плату?
— В основном, заработную плату «в конверте» выдают в обществах с ограниченной ответственностью (ООО), на крупных промышленных предприятиях таких случаев, как правило, не фиксируется.
— Конституцией Российской Федерации, нормами международного права, федеральным законодательством гарантируется и защищается право каждого на своевременное и полное вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации. Вместе с тем, анализ состояния законности в этой сфере свидетельствует о массовых нарушениях трудовых прав работников. Проблемы своевременной выдачи заработной платы, погашения просроченной задолженности тесно переплетаются с вопросом неофициальной выплаты заработной платы, так называемого «конвертного» вознаграждения за труд или «серой» заработной платы, как принято сейчас говорить.
Это влечет за собой не только нарушение трудового законодательства, но и ущемление социальных прав работников. Проблемным становятся вопросы их дальнейшего пенсионного обеспечения. Работающие по достижении пенсионного возраста получают минимальную трудовую пенсию, что обрекает их на крайне низкий уровень жизни в старости. Кроме того, «серые» зарплаты значительно снижают поступление денежных сумм в бюджет. Минимизируется или полностью отсутствует уплаты налоговых платежей, в частности, налоги на доходы физических лиц, единого социального налога, взносов в пенсионный фонд, обязательное страхование от несчастных случаев.
Основной целью надзора в этой сфере является вывод неофициальной заработной платы в легальное русло путем организации проверок и принятия соответствующих мер прокурорского реагирования. В целях координации действий надзорных и правоохранительных органов, направленных на выявление и пресечение правонарушений в данной сфере, совместным приказом в августе 2005 года создана межведомственная рабочая группа по контролю над обеспечением трудовых прав граждан и легализации их доходов. В составе рабочей группы представители прокуратуры, управления внутренних дел, налоговой службы, государственной инспекции труда, управления отделения пенсионного фонда, министерства экономики и труда области. К работе в группе приглашены представители общественности и науки. Заседание рабочей группы состоялось в июне этого года и очередное намечено на сентябрь. Аналогичные группы созданы во всех городах и районах области с участием глав администраций муниципальных образований.
Прокуратурой области на места систематически направляются списки предприятий, которые показывают зарплату своих работников ниже прожиточного уровня, а также перечень организаций страхователей, начисляющих заработную плату работникам, но не уплативших страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, что может косвенно свидетельствовать о выплате неофициальной заработной плате. По данным фактам органами прокуратуры на местах проводятся проверки. Факты выплаты неофициальной заработной платы установлены в 37 городах и районах области.
— Какие меры применяются к недобросовестным руководителям предприятий, скрывающим истинное положение дел с заработной платой?
— Органами прокуратуры возбуждено 182 дела об административных правонарушениях за нарушения законодательства о труде (ст. 5.27 КоАП РФ), за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ), за нарушение работодателем правил привлечения и использования в РФ иностранных работников (18.10 КоАП РФ). Виновные привлечены к административной ответственности в виде штрафа. Также должностным лицам объявляются предостережения о недопустимости нарушений трудового законодательства, вносятся представления об устранении нарушений законодательства.
Самым распространенным видом нарушений законодательства о труде в части выплаты заработной платы «в конвертах» у индивидуальных предпринимателей является нарушение ст. 303 ТК РФ - не заключение трудовых договоров с наемными работниками, не регистрация их в установленном законом порядке в органах местного самоуправления, отсутствие документов по начислению и выплате заработной платы, установление заработной платы ниже минимального размера оплаты труда, что свидетельствует о фактах выплаты неофициальной заработной платы.
Такие нарушения выявлены в городах Верхняя Пышма, Красноуральск, Ревда, Верхняя Салда, Невьянск; в Нижнесергинском, Артинском районах. Прокурорами Нижнесергинского района, Ленинского района г. Н.Тагила, Богдановичским городским прокурором установлены факты выплаты заработной платы в размере ниже минимального размера оплаты труда. Так, несмотря на повышение минимального размера оплаты труда с 01.05.2006 до 1100 рублей, индивидуальными предпринимателями Г.И. Меньшиковой, М.В. Гайдуковым, Н.А.Палкиной выплачивалась заработная плата наемным работникам в размере 720 рублей.
По постановлениям прокуроров индивидуальные предприниматели привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа. Также установлены случаи выплаты неофициальной заработной платы в организациях. При проверке в ООО «Фирма Атри» прокурором г. Каменска-Уральского в числе нарушений законодательства о труде выявлен факт не заключения трудовых договоров с работниками О.В. Комаровой и Е.В. Якушкевич. По результатам рассмотрения постановления прокурора, директор ООО «Фирма Атри» привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2000 рублей.
В ходе повторных проверок исполнения требований трудового законодательства в ООО ЧОП «Медведь» и у ИП И.В. Кокоревой Серовским городским прокурором и прокурором ЗАТО г. Новоуральск установлены нарушения, в том числе и факты не заключения трудовых договоров с работниками, что свидетельствует о наличии неучтенной заработной платы. По результатам проверок в отношении директора ЧОП «Медведь» Ю.И.Чепурнова и ИП И.В.Кокоревой возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, которые рассмотрены мировыми судьями и виновным назначено наказание в виде дисквалификации сроком на один год каждому. В числе факторов, влияющих на рынок труда, является и присутствие нелегальных мигрантов.
Серовским городским прокурором установлено, что в нарушение Положения «О выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации (от 30.12.2002 № 941), в ЗАО «Андриановский леспромхоз» без документа, подтверждающим право иностранного гражданина на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности с декабря 2005 года по апрель текущего года осуществляли деятельность 5 граждан Узбекистана. В отношении директора общества и ЗАО «Андриановский леспромхоз», как юридического лица, прокурором возбуждены административные производства по ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ (нарушение работодателем правил привлечения и использования в РФ иностранных работников). Постановлениями мирового судьи директор общества Н.П. Карасев и юридическое лицо ЗАО «Андриановский леспромхоз» подвергнуты взысканию в виде штрафа в размере 2500 рублей и 10 тыс. рублей соответственно.
В процессе организации работы органами прокуратуры вырабатываются новые способы и методы получения информации о фактах выплаты «серой» заработной платы на предприятиях. Одним из таких является анонимное анкетирование, которое позволяет получать сведения об организациях и предприятиях, работающих по серым схемам, а также о других нарушениях трудовых прав работников.
— С какими проблемами сталкиваются работники правоохранительных органов и межведомственных комиссий при попытках выявления предприятий и организации, где выплачивается заработная плата в «конвертах»?
— Прежде всего, таковой преградой являются сами работники, которые при проведении проверок на предмет выявления «серой» заработной платы «не выдают работодателя» из-за боязни быть уволенным. Ими недопонимается тот факт, что потом это отрицательно скажется на уровне их пенсионного обеспечения, трудового стажа в целом. В связи с чем, необходимо доводить до сведения граждан различными способами (через центральные СМИ, объявления и т.д.) порядок расчета пенсии, влияние полноты уплаты страховых взносов и представления индивидуальных сведений на пенсионные права застрахованных лиц, объяснять прямую зависимость размера заработной платы в настоящем и пенсионного обеспечения в будущем.
Решение проблемы «серого» рынка труда необходимо на законодательном уровне, с изменения правовой базы. Так, действующим законодательством об административных правонарушениях вообще не предусмотрена ответственность за выплату неофициальной заработной платы. Как правило, при подтверждении фактов выплаты «серой» заработной платы на предприятиях и в организациях работодатели привлекаются к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, при этом, с целью реального привлечения виновных лиц к ответственности, кроме данного нарушения в постановлениях о возбуждении административных производств в обязательном порядке указываются иные нарушения трудового законодательства. Наказание по степени тяжести не соответствует актуальности выплаты «серой» зарплаты как общероссийского явления и ее роли в сфере экономических и трудовых отношений, что влечет рецидив у привлеченных к ответственности. Работодатели продолжают работать по наработанной «серой» схеме.
Проблемным является вопрос привлечения недобросовестных работодателей к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, поскольку:
- для привлечения руководителей предприятия к ответственности по ч. 1 ст. 199-1 УК РФ, за невыполнение обязанностей налогового агента (сумма неуплаченных налогов свыше 500 тыс. рублей за 3 года, либо 1,5 млн. рублей);
- для привлечения к ответственности индивидуальных предпринимателей по ч. 1 ст. 198 УК РФ, за уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица (сумма ущерба свыше 100 тыс. руб.).
К проведению проверок привлекаются специалисты контролирующих и правоохранительных органов, что позволяет более тщательно проанализировать деятельность предприятий, выявить нарушения и принять адекватные меры реагирования.
Вместе с тем, в некоторых городах и районах области отсутствует должное взаимодействие между контролирующими и правоохранительными органами, обмен информации по выявленным фактам выплаты работодателями заработной платы «в конвертах» остается на низком уровне.
Так, на заседании рабочей группы в Нижнесергинском районе отмечено, что представителями Государственной инспекции труда и Управления пенсионного фонда проводится определенная работа по данному направлению, однако сведения о результатах не представляются.
Определенные трудности у членов межведомственных групп возникают и по объективным причинам. Поскольку работа контролирующих органов осуществляется в соответствии с установленными планами, не всегда своевременно проводятся совместные проверки по сообщениям о фактах выплаты неофициальной заработной платы. В связи с упущенным временем отсутствует элемент внезапности и актуальность проведения данных проверок.
В целом, работу межведомственной рабочей группы по контролю над обеспечением трудовых прав граждан и легализации их доходов следует признать удовлетворительной.
Деятельность контролирующих и правоохранительных органов должна быть направлена на активизацию работы с руководителями предприятий и организаций, индивидуальными предпринимателями, допускающими нарушения трудового законодательства в части своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы принятию исчерпывающих мер реагирования
Легализация серого рынка позволит значительно снизить уровень безработицы, обеспечить увеличение поступлений в бюджет.
Из ответов на вопросы, заданные журналистами на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС Марине Медведевой
— Какой ущерб наносится бюджету при выплате заработной плате «в конвертах»?— Определить реальный уровень «серой» заработной платы практически невозможно, поэтому и высчитать нанесенный бюджету ущерб сложно. Не секрет, что большинство предприятий, предоставляя отчеты в налоговые органы, указывают, что их работники получают минимальную, предусмотренную законодательством заработную плату. Реально же работники могут получать до 6 тыс. рублей «в конверте». Налоги же исчисляются с указанной суммы, все остальное остается неучтенным.
Органы прокуратуры сталкиваются уже с последствиями, когда поступают многочисленные обращения граждан с жалобами на работодателей, указывая, что в устной беседе оговаривалась одна заработная плата, а фактически получали другую сумму. Надлежащий трудовой договор при этом оформлен не был.
— Как изменились результаты борьбы с «серыми» зарплатами по сравнению с прошлым годом?
— Эта деятельность активизировалась в связи с работой межведомственной группы, в которую вошли контролирующие, правоохранительные органы. Каждый орган принимает исчерпывающие меры для выявления фактов выдачи заработной платы в «конвертах». Проводится работа с предприятиями, предпринимателями.
В первую очередь, разъяснительная работа с работодателями, чтобы они были заинтересованы в реальном повышении уровня заработной платы на своем предприятии. Например, министерство по налогам и сборам приглашает работодателей на свои заседания, где с ними также проводится работа разъяснительного характера.
— Какие изменения в законодательстве позволили бы более эффективно бороться с «серыми» зарплатами?
— В настоящее время условия, при соблюдении которых наступит уголовная ответственность, несколько завышены. Сумма скрытых налогов свыше 500 тыс. рублей или 1,5 млн. рублей - это очень большая сумма. Если бы эти показатели были ниже, то больше предприятий понесли бы уголовную ответственность. Но только такими мерами, ужесточением наказания, решить проблему нельзя.
— Кем инициируются проверки предприятий на предмет выдачи заработной платы «в конвертах»?
— Проверки проводят как контролирующие органы, так и по обращениям граждан.
— Может ли предоставление банковских данных помочь в борьбе с «серыми» зарплатами?
— Снятие запрета на разглашение тайны банковских вкладов нарушает гражданские права и свободы. Наличие вклада в банке у конкретного физического лица еще не может служить подтверждением того, что он получает «серую» зарплату.
— Сколько предприятий предоставляют данные о том, что их работники получают минимальную заработную плату?
— Списки тех предприятий, которые указывают минимальный размер оплаты труда, Пенсионный фонд направляет в органы прокуратуры для проверки. По данным фонда, таких организаций было 583.
— Часто ли поступают заявления от трудовых мигрантов?
— Бывают заявления, в которых указано, что с ними расплатились не полностью, либо вообще не расплатились за выполненную работу. По таким обращениям органами прокуратуры проводится проверка, но в большинстве случаев устанавливается, что имел место гражданско-правовой договор о выполнении работ, а не трудовые отношения на продолжительный срок. К сожалению, не все могут правильно заключить договор.
— Какие предприятия в основном выдают «серую» заработную плату?
— В основном, заработную плату «в конверте» выдают в обществах с ограниченной ответственностью (ООО), на крупных промышленных предприятиях таких случаев, как правило, не фиксируется.