Оформление квартиры: сколько тратить времени?
Миллионы людей сегодня заняты оформление документов на недвижимость: квартиры, дачи, гаражи, земельные участки. Средний срок исполнения — полтора-два месяца. Цена вопроса — от пятисот рублей до нескольких тысяч долларов.
Чтобы покончить с изнурительной неразберихой, Министерство юстиции приняло Административный регламент исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (приказ № 293 от 14 сентября 2006 года). Он регламентирует работу чиновника буквально по минутам и четко указывает, кому жаловаться, если нормативы не соблюдены: в Федеральную регистрационную службу (по адресу: Москва, ул. Воронцово Поле, д.4а, тел. (495) 6006-96-27), в Министерство юстиции (по адресу: Москва, ул. Житная, д. 14, тел. (495) 955-59-99). Срок рассмотрения жалобы 30 дней.
— Олег Станиславович постановление, которое регламентирует работу федеральной регистрационной службы. Что это за документ и что нового он вносит в вашу работу?
— Документ называется «Административный регламент исполнения государственной функции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Утвержден документ приказом Министерства юстиции РФ на основании Постановления правительства и Указа Президента РФ. Во время административной реформы и реорганизации федеральных органов исполнительной власти, было указано, что у каждой федеральной структуры, службы, агентстве, должен быть административный регламент, в котором будет прописано исполнение функций, которые осуществляет данный орган исполнительной власти. Сегодня этот факт свершился в отношении нашей службы. Чуть раньше подобный регламент был опубликован в отношении агентства по учету земельных участков. В последующем все федеральные органы исполнительной власти получат регламенты.
Однако не следует воспринимать этот документ как абсолютно новый, кардинально меняющий деятельность федеральной регистрационной службы. Регламент конкретизирует определенные действия федерального органа исполнительной власти, прописывает особенности по регистрации прав и сделок, в то же время определяет обжалование действий должностных лиц ФРС. Данным административным регламентом государство попыталось прописать, в том числе и временные параметры выполнения определенных функций государственных служащих. При этом не следует забывать, что государство в этом административном регламенте определило материально-техническое обеспечение ФРС для исполнения действий по оказанию услуг населению.
Хочу обратить внимание на то, что нельзя рассматривать административный регламент в том ключе, что на другой день после выхода постановления все будет работать так, как прописано на бумаге. Для реализации всех положений постановления необходимо время, кадровое и материально-техническое обеспечение.
— Большинство жалоб граждан связано с большими очередями и скоростью обработки документов специалистами управления ФРС. Каких изменений можно ожидать в этой части вашей деятельности?
— С 14 сентября мы стали проводить эксперимент совместно с Уральской палатой недвижимости. Приведу пример: в очередях стоят в основном представители риэлтерских агентств палаты недвижимости. Палата приводит статистику: 14 сентября
всего было записано 233 человека в малый зал, где принимаются документы на регистрацию прав с объектами жилищного фонда (квартирами). В тот день прошло всего 58 человек. Утром с готовыми пакетами остались 60 человек. Это по малому залу. Считаем разницу: 233 записались, 58 прошли, 60 остались. Получается 118 человек. Куда подевались 115 человек? Такая картина по каждому дню. По 50-60 человек в очереди бывают фиктивно. Это к вопросу о наличии очередей и картине, которую рисовали в июле – очередь 800 человек. Проходят всего 30-40. Второй момент, половина записанных в палате недвижимости не приходят для сдачи документов. Наверное, эти совместные действия дали положительный результат в том плане, что мы могли увидеть объективную картину.
Что касается регламента по обработке документов по различным видам пакетов от физических, юридических лиц. Это все прописано. Но в то же время в документе говорится о создании условий в помещении, обустройстве рабочих мест для того, чтобы государственный служащий мог в полной мере выполнять требования, который предъявляет административный регламент. Регламент предполагает, что сотрудник работает в отдельном окошке, находится в отдельном кабинете, где осуществляет прием граждан. Мы не можем сегодня обеспечить штатным сотрудникам таких условий. Мы федеральный орган государственной власти, а не коммерческая организация, которая при наличии денег может купить подходящее здание. Наш административный регламент выдвигает условие: прием граждан должен осуществляться на нижних этажах. Если прием проводится на втором и выше, то здание должно быть оборудовано двумя лифтами. Мы полтора года пытаемся решить этот вопрос на всех уровнях. Нет такого здания, которое бы отвечало всем требованиям, которые в обязательном порядке предъявляет сегодня административный регламент. Надо строить новое здание, закладывать сумму в местный или федеральный бюджет.
Многие положения административного регламента фактически нашим управлением уже выполняются. Взять 25 сентября. Мы приняли 450 пакетов документов. Сотрудники принимают их быстрее, чем это предусмотрено регламентом.
— Какие принципиально новые положения вошли в административный регламент?
— Регистрация прав по сделкам в отношении жилых помещений приобретаемых гражданами за счет кредитных средств должна осуществлять в срок не более 15 дней. Это основное принципиальное новшество, хотя законами это нигде не предусмотрено. У нас есть срок регистрации, определенный законом о госрегистрации – это 30 дней. Здесь административный регламент вносит такое новшество. Мы будем претворять это в жизнь.
Есть еще новшество. Регламент предусматривает организацию работы по приему граждан в субботу, в выходной день. В то же время среда предусмотрена нерабочим днем. Хотя мы принимаем с понедельника по пятницу, а с 1 сентября по удлиненному рабочему дню - с 8 до 18 часов.
Что касается временных параметров, административный регламент прописал каждое действие государственного служащего: время на прием заявлений, занесение в базу и даже время консультации по телефону.
Для себя мы разработали план мероприятий по реализации этого постановления. Это каждодневная, рутинная работа, связанная с обновлением стендов, табличек, указателей и прочего. Изменение графика работы, объявление рабочим днем выходных – требует дополнительного финансирования. Это следует делать на федеральном уровне. Тот же регламент требует организацию у здания регистрационной службы парковки на 10 автомобилей, приемку и выдачу документов в разных кабинетах.
Сейчас на приеме документов у нас работает 35 человек. На выдаче 25. Первый этаж здания должен иметь помещение для ожидания граждан. Здание непросто подобрать.
Административный регламент предписывает: для того, чтобы сотрудник федеральной регистрационной службы стал регистратором, он должен иметь высшее юридическое образование, либо другое высшее. В первом случае минимум два года стажа работы ФРС, во втором - три года стажа, пройти специальное обучение и сдать квалификационный экзамен. Реально ли набрать сегодня 200 таких специалистов? Поэтому надо исходить из реалий сегодняшнего дня. Это к вопросу - когда мы в полной мере сможем исполнять административный регламент. Это консолидированный документ, дающий основную информацию для гражданина и для государственного служащего.
- Чиновник
- должен потратить времени на оформление документа от 2 до 5 минут
- Регламент
- Устанавливает лимит для ожидания очереди – 15 минут.
- Предписывает, сколько стульев должно быть в приемной, не менее 10. И, наконец, четко указывает, кому жаловаться, если нормативы не соблюдены.
- Сколько стоять в очереди
- При подаче документов – максимум 45 минут. По предварительной записи – максимум 15 минут. На прием к начальнику – максимум 30 минут.
- Сколько платить
- За регистрацию прав на недвижимость – 500 руб.
- За регистрацию прав на дачный участок – 100 руб.
- За регистрацию ипотеки – 500 руб.
- За оформление дубликата свидетельства о собственности – 100 руб.
— Олег Станиславович постановление, которое регламентирует работу федеральной регистрационной службы. Что это за документ и что нового он вносит в вашу работу?
— Документ называется «Административный регламент исполнения государственной функции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Утвержден документ приказом Министерства юстиции РФ на основании Постановления правительства и Указа Президента РФ. Во время административной реформы и реорганизации федеральных органов исполнительной власти, было указано, что у каждой федеральной структуры, службы, агентстве, должен быть административный регламент, в котором будет прописано исполнение функций, которые осуществляет данный орган исполнительной власти. Сегодня этот факт свершился в отношении нашей службы. Чуть раньше подобный регламент был опубликован в отношении агентства по учету земельных участков. В последующем все федеральные органы исполнительной власти получат регламенты.
Однако не следует воспринимать этот документ как абсолютно новый, кардинально меняющий деятельность федеральной регистрационной службы. Регламент конкретизирует определенные действия федерального органа исполнительной власти, прописывает особенности по регистрации прав и сделок, в то же время определяет обжалование действий должностных лиц ФРС. Данным административным регламентом государство попыталось прописать, в том числе и временные параметры выполнения определенных функций государственных служащих. При этом не следует забывать, что государство в этом административном регламенте определило материально-техническое обеспечение ФРС для исполнения действий по оказанию услуг населению.
Хочу обратить внимание на то, что нельзя рассматривать административный регламент в том ключе, что на другой день после выхода постановления все будет работать так, как прописано на бумаге. Для реализации всех положений постановления необходимо время, кадровое и материально-техническое обеспечение.
— Большинство жалоб граждан связано с большими очередями и скоростью обработки документов специалистами управления ФРС. Каких изменений можно ожидать в этой части вашей деятельности?
— С 14 сентября мы стали проводить эксперимент совместно с Уральской палатой недвижимости. Приведу пример: в очередях стоят в основном представители риэлтерских агентств палаты недвижимости. Палата приводит статистику: 14 сентября
всего было записано 233 человека в малый зал, где принимаются документы на регистрацию прав с объектами жилищного фонда (квартирами). В тот день прошло всего 58 человек. Утром с готовыми пакетами остались 60 человек. Это по малому залу. Считаем разницу: 233 записались, 58 прошли, 60 остались. Получается 118 человек. Куда подевались 115 человек? Такая картина по каждому дню. По 50-60 человек в очереди бывают фиктивно. Это к вопросу о наличии очередей и картине, которую рисовали в июле – очередь 800 человек. Проходят всего 30-40. Второй момент, половина записанных в палате недвижимости не приходят для сдачи документов. Наверное, эти совместные действия дали положительный результат в том плане, что мы могли увидеть объективную картину.
Что касается регламента по обработке документов по различным видам пакетов от физических, юридических лиц. Это все прописано. Но в то же время в документе говорится о создании условий в помещении, обустройстве рабочих мест для того, чтобы государственный служащий мог в полной мере выполнять требования, который предъявляет административный регламент. Регламент предполагает, что сотрудник работает в отдельном окошке, находится в отдельном кабинете, где осуществляет прием граждан. Мы не можем сегодня обеспечить штатным сотрудникам таких условий. Мы федеральный орган государственной власти, а не коммерческая организация, которая при наличии денег может купить подходящее здание. Наш административный регламент выдвигает условие: прием граждан должен осуществляться на нижних этажах. Если прием проводится на втором и выше, то здание должно быть оборудовано двумя лифтами. Мы полтора года пытаемся решить этот вопрос на всех уровнях. Нет такого здания, которое бы отвечало всем требованиям, которые в обязательном порядке предъявляет сегодня административный регламент. Надо строить новое здание, закладывать сумму в местный или федеральный бюджет.
Многие положения административного регламента фактически нашим управлением уже выполняются. Взять 25 сентября. Мы приняли 450 пакетов документов. Сотрудники принимают их быстрее, чем это предусмотрено регламентом.
— Какие принципиально новые положения вошли в административный регламент?
— Регистрация прав по сделкам в отношении жилых помещений приобретаемых гражданами за счет кредитных средств должна осуществлять в срок не более 15 дней. Это основное принципиальное новшество, хотя законами это нигде не предусмотрено. У нас есть срок регистрации, определенный законом о госрегистрации – это 30 дней. Здесь административный регламент вносит такое новшество. Мы будем претворять это в жизнь.
Есть еще новшество. Регламент предусматривает организацию работы по приему граждан в субботу, в выходной день. В то же время среда предусмотрена нерабочим днем. Хотя мы принимаем с понедельника по пятницу, а с 1 сентября по удлиненному рабочему дню - с 8 до 18 часов.
Что касается временных параметров, административный регламент прописал каждое действие государственного служащего: время на прием заявлений, занесение в базу и даже время консультации по телефону.
Для себя мы разработали план мероприятий по реализации этого постановления. Это каждодневная, рутинная работа, связанная с обновлением стендов, табличек, указателей и прочего. Изменение графика работы, объявление рабочим днем выходных – требует дополнительного финансирования. Это следует делать на федеральном уровне. Тот же регламент требует организацию у здания регистрационной службы парковки на 10 автомобилей, приемку и выдачу документов в разных кабинетах.
Сейчас на приеме документов у нас работает 35 человек. На выдаче 25. Первый этаж здания должен иметь помещение для ожидания граждан. Здание непросто подобрать.
Административный регламент предписывает: для того, чтобы сотрудник федеральной регистрационной службы стал регистратором, он должен иметь высшее юридическое образование, либо другое высшее. В первом случае минимум два года стажа работы ФРС, во втором - три года стажа, пройти специальное обучение и сдать квалификационный экзамен. Реально ли набрать сегодня 200 таких специалистов? Поэтому надо исходить из реалий сегодняшнего дня. Это к вопросу - когда мы в полной мере сможем исполнять административный регламент. Это консолидированный документ, дающий основную информацию для гражданина и для государственного служащего.