Россию ждет реформа системы оказания юридической помощи
В ближайшее время систему российской адвокатуры ждут серьезные структурные реформы. Скоро на рассмотрение депутатам будет представлен пакет законопроектов, являющихся в какой-то мере революционными.
В ближайшее время систему российской адвокатуры ждут серьезные структурные реформы. Так, в частности Александр Коновалов – министр юстиции, отмечает, что в скоро на рассмотрение депутатам будет представлен пакет законопроектов, являющихся в какой-то мере революционными.
По словам Александра Муранова - советника президента Российской Федеральной палаты адвокатов, существующая система оказания гражданам России правовой помощи не способствует становлению правового государства и поэтому нуждается в комплексном реформировании.
На сегодняшний день за качество предоставляемых услуг и консультаций преимущественного большинства юристов, никто не может поручиться. Вместе с тем, помимо деятельности адвокатов и отдельных квалифицированных юристов, юридические услуги оказывают многочисленные консалтинговые фирмы, готовые и договор составить, и в уголовном процессе выступать.
Принципы работы адвокатов и консалтинговых компаний существенно отличаются, поэтому на законодательном уровне необходимо закрепить гарантии деятельности каждого из них. Сегодня адвокаты подчиняются федеральному закону и нормам, которые устанавливаются профессиональными сообществами через существующую систему палат ФПА. А вот любая юридическая консалтинговая фирма, напротив, действует как хозяйственное общество, имеющее целью получение прибыли. В России достаточно либеральное законодательство, поэтому никаких разрешительных специальных документов фирмам и юристам-одиночкам получать не нужно. Качество услуг, предоставляемых такими субъектами, вовсе не отслеживается. В итоге, получается, что в нашей стране правовую помощь может предоставлять даже лицо, не имеющее диплома о получении юридического образования.
Как отмечает известный юрист Резник, основной причиной наличия низкого качества юридической помощи является безнаказанность и отсутствие механизмов контроля за деятельностью юристов. Так в частности, за время действия закона Об адвокатуре у нескольких тысяч специалистов за нарушение норм права и профессиональной этики были отозваны лицензии, дающие им право на занятие адвокатской деятельностью. Но все эти люди продолжают работать в числе консалтинговых компаний, предоставляя низкого качества юридические услуги.
По предложению Минюста в ходе реформирования планируется наделить лишь адвокатов исключительным правом осуществлять представление интересов граждан в судебных органах – в высших инстанциях и по некоторым категориям дел.
По убеждению инициаторов законопроекта, такое нововведение предоставит доступ в наиболее важный сегмент правовой помощи лишь специалистам, которые отвечают как перед законом, так и перед профессиональным сообществом. Данное положение, по сути, не является новеллой, поскольку еще в 2008 году Госдумой рассматривался проект закона, предлагающий разрешить оказывать правовые услуги только адвокатам, патентным поверенным и нотариусам.
Вторым направлением реформы является повышение качества деятельности самого адвокатского сообщества. С этой целью предлагается установить специализацию для адвокатов по таким направлениям: уголовному, гражданскому и арбитражному. В итоге «универсальный» квалификационный экзамен будет отменен и каждый адвокат сможет работать только в своей специализации. Также предложено расширение полномочий региональных палат РФПА для контроля над деятельностью адвокатов.
По словам Александра Муранова - советника президента Российской Федеральной палаты адвокатов, существующая система оказания гражданам России правовой помощи не способствует становлению правового государства и поэтому нуждается в комплексном реформировании.
На сегодняшний день за качество предоставляемых услуг и консультаций преимущественного большинства юристов, никто не может поручиться. Вместе с тем, помимо деятельности адвокатов и отдельных квалифицированных юристов, юридические услуги оказывают многочисленные консалтинговые фирмы, готовые и договор составить, и в уголовном процессе выступать.
Принципы работы адвокатов и консалтинговых компаний существенно отличаются, поэтому на законодательном уровне необходимо закрепить гарантии деятельности каждого из них. Сегодня адвокаты подчиняются федеральному закону и нормам, которые устанавливаются профессиональными сообществами через существующую систему палат ФПА. А вот любая юридическая консалтинговая фирма, напротив, действует как хозяйственное общество, имеющее целью получение прибыли. В России достаточно либеральное законодательство, поэтому никаких разрешительных специальных документов фирмам и юристам-одиночкам получать не нужно. Качество услуг, предоставляемых такими субъектами, вовсе не отслеживается. В итоге, получается, что в нашей стране правовую помощь может предоставлять даже лицо, не имеющее диплома о получении юридического образования.
Как отмечает известный юрист Резник, основной причиной наличия низкого качества юридической помощи является безнаказанность и отсутствие механизмов контроля за деятельностью юристов. Так в частности, за время действия закона Об адвокатуре у нескольких тысяч специалистов за нарушение норм права и профессиональной этики были отозваны лицензии, дающие им право на занятие адвокатской деятельностью. Но все эти люди продолжают работать в числе консалтинговых компаний, предоставляя низкого качества юридические услуги.
По предложению Минюста в ходе реформирования планируется наделить лишь адвокатов исключительным правом осуществлять представление интересов граждан в судебных органах – в высших инстанциях и по некоторым категориям дел.
По убеждению инициаторов законопроекта, такое нововведение предоставит доступ в наиболее важный сегмент правовой помощи лишь специалистам, которые отвечают как перед законом, так и перед профессиональным сообществом. Данное положение, по сути, не является новеллой, поскольку еще в 2008 году Госдумой рассматривался проект закона, предлагающий разрешить оказывать правовые услуги только адвокатам, патентным поверенным и нотариусам.
Вторым направлением реформы является повышение качества деятельности самого адвокатского сообщества. С этой целью предлагается установить специализацию для адвокатов по таким направлениям: уголовному, гражданскому и арбитражному. В итоге «универсальный» квалификационный экзамен будет отменен и каждый адвокат сможет работать только в своей специализации. Также предложено расширение полномочий региональных палат РФПА для контроля над деятельностью адвокатов.