Кто знает что такое метро?
Если мы сделаем анализ существующего законодательства, то мы с удивлением обнаружим, что там нет ни одного упоминания о метрополитене. Парадокс: в стране имеется метрополитен, а что под этим понятием следует понимать на законодательном уровне – не определено.
В настоящее время жители 7 крупных городов с численностью населения более 1 млн имеют возможность пользоваться метрополитеном. Метро – связующее звено между отдаленными районами города. Добраться до точки назначение под землёй надёжней, проще и быстрее, чем наземным транспортом. По данным Международной ассоциации «Метро» доля метрополитена в балансе пассажирской транспортной работы городов составляет от 3% до 51%. Количество перевозимых пассажиров в сутки – 15,6 млн человек. Наряду с традиционным подземным метрополитеном появилось легкое метро, а также линия скоростного монорельсового транспорта, своеобразная разновидность метрополитена.
Не имея четкого определения понятия «метрополитен», сложно решать вопросы по его финансированию, строительству, обеспечению безопасности и многим другим позициям, без которых немыслимо его успешное функционирование. Метрополитен зарождался и долгое время функционировал как одна из составляющих железной дороги. Передача метрополитенов в подчинение местных органов самоуправления была вызвана, главным образом, позициями экономического характера, ибо, осуществляя перевозку пассажиров, метрополитен не был самоокупаемым и требовал на свою деятельность финансовых дотаций из местного бюджета. Решив одну позицию, ориентированную на рыночные условия хозяйствования, мы утратили другую позицию, связанную с организационным, правовым и техническим регулированием деятельности метрополитена. Каждый метрополитен начал функционировать по своим правилам и нормативам. Такая порочность ситуации со временем была осознана. Подземный транспорт для массовой перевозки пассажиров сравняли с трамваем и троллейбусом и подвели под безобидное понятие «электротранспорт». О том, что он движется под землей, а станции у него в основном глубокого заложения, в Минтрансе России предпочитают умалчивать. По каким-то причинам Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, подчиненная Минтрансу России, не распространяет свои контрольные и надзорные функции на имеющиеся в стране метрополитены.
В то же время в ст. 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1993 г. No 69-ФЗ предусмотрено, что государственный пожарный надзор на подземных объектах, а метрополитен – это в основном подземные объекты, осуществляется федеральным органом, уполномоченным в области промышленной безопасности, то есть Ростехнадзором. Проект федерального закона «О транспортной безопасности», подготовленный Минтрансом России, не дал ответов на многие вопросы, касающиеся метрополитенов, в том числе об увязке транспортной безопасности с другими родственными направлениями безопасности (промышленной, экологической, пожарной, общественной и т. д.).
Перечень правовых и иных неувязок, касающихся деятельности метрополитена и примыкающих к нему других подземных объектов, имеющих военное и другое назначение, можно продолжать довольно долго.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (об определении понятия "метрополитен"), рассматриваемый сегодня в Государственной Думе, надеемся, расставит всё на свои места.
Не имея четкого определения понятия «метрополитен», сложно решать вопросы по его финансированию, строительству, обеспечению безопасности и многим другим позициям, без которых немыслимо его успешное функционирование. Метрополитен зарождался и долгое время функционировал как одна из составляющих железной дороги. Передача метрополитенов в подчинение местных органов самоуправления была вызвана, главным образом, позициями экономического характера, ибо, осуществляя перевозку пассажиров, метрополитен не был самоокупаемым и требовал на свою деятельность финансовых дотаций из местного бюджета. Решив одну позицию, ориентированную на рыночные условия хозяйствования, мы утратили другую позицию, связанную с организационным, правовым и техническим регулированием деятельности метрополитена. Каждый метрополитен начал функционировать по своим правилам и нормативам. Такая порочность ситуации со временем была осознана. Подземный транспорт для массовой перевозки пассажиров сравняли с трамваем и троллейбусом и подвели под безобидное понятие «электротранспорт». О том, что он движется под землей, а станции у него в основном глубокого заложения, в Минтрансе России предпочитают умалчивать. По каким-то причинам Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, подчиненная Минтрансу России, не распространяет свои контрольные и надзорные функции на имеющиеся в стране метрополитены.
В то же время в ст. 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1993 г. No 69-ФЗ предусмотрено, что государственный пожарный надзор на подземных объектах, а метрополитен – это в основном подземные объекты, осуществляется федеральным органом, уполномоченным в области промышленной безопасности, то есть Ростехнадзором. Проект федерального закона «О транспортной безопасности», подготовленный Минтрансом России, не дал ответов на многие вопросы, касающиеся метрополитенов, в том числе об увязке транспортной безопасности с другими родственными направлениями безопасности (промышленной, экологической, пожарной, общественной и т. д.).
Перечень правовых и иных неувязок, касающихся деятельности метрополитена и примыкающих к нему других подземных объектов, имеющих военное и другое назначение, можно продолжать довольно долго.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (об определении понятия "метрополитен"), рассматриваемый сегодня в Государственной Думе, надеемся, расставит всё на свои места.