Зарплаты в «тени» несовершенной системы
В четверг 26 апреля в Государственной думе прошел «круглый стол» на тему: "Соблюдение отечественными и зарубежными компаниями и организациями российского законодательства в области оплаты труда (о "серых" схемах выплаты зарплаты)", сообщает управление по взаимодействию со СМИ нижней палаты парламента.
В четверг 26 апреля в Государственной думе прошел «круглый стол» на тему: "Соблюдение отечественными и зарубежными компаниями и организациями российского законодательства в области оплаты труда (о "серых" схемах выплаты зарплаты)", сообщает управление по взаимодействию со СМИ нижней палаты парламента.
Геннадий Селезнев, сопредседатель фракции «Родина», отметил, что вопрос разработки и реализации легитимного механизма взаимной ответственности бизнеса, общества и государства стоит чрезвычайно остро. По данным Г.Селезнева, объем годовой теневой зарплаты в 2006 году составил 22,9 трлн. рублей, что на 350 млрд. рублей больше, чем в 2005 году. Более 30 процентов зарплаты сотрудников отечественных и зарубежных коммерческих компаний не облагаются налогом, сообщил Г.Селезнев.
Участники "круглого стола" проанализировали причины и последствия нарушения законодательства в области оплаты труда. В ходе обсуждения было отмечено, что налоговая нагрузка на фонд оплаты труда организаций превышает нагрузку на все остальные статьи затрат. Действующая ставка единого социального налога (ЕСН) не позволяет многим предприятиям малого и среднего бизнеса, особенно тем из них, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, вывести свои доходы из "тени". Имея относительно невысокий доход, сопряженный с постоянными коммерческими рисками, такие предприятия при условии оплаты всех налогов не могут обеспечить необходимый уровень заработной платы. Работодатели зачастую скрывают истинный фонд заработной платы, не включая в штат дополнительно нанятых сотрудников.
Профессор Российского гуманитарного университета Тимур Селивёрстов отметил, что в борьбе с "серыми" зарплатами надо активнее использовать контрольно-надзорные механизмы. "Пока ничего более эффективного, чем прокурорский надзор, не придумано", - сказал он.
Руководитель фирмы "АБ-аудит" Михаил Балашов одной из главных причин незаконной выплаты зарплат назвал несовершенство всей социальной системы. "Установленный законодательством минимальный размер оплаты труда, - сказал он, - намного ниже реального прожиточного минимума. То же самое можно сказать и в отношении среднего размера пенсий. Люди не верят государству и не заинтересованы в том, чтобы бюджет пополнялся". М.Балашов указал также на несовершенство налогового законодательства, в соответствии с которым, по его словам, с каждого рубля заработной платы работника надо заплатить 71 копейку налогов.
По итогам обсуждения Правительству рекомендовано детально проанализировать налоговую систему и внести соответствующие предложения по ее совершенствованию. Важно также определить оптимальную налоговую нагрузку на налогоплательщиков с учетом отраслевых и региональных особенностей их деятельности.
По мнению участников дискуссии, необходимо усовершенствовать систему налогового контроля, внести антикоррупционные поправки в законодательство и усилить административную и уголовную ответственность за нарушение бухгалтерского, аудиторского законодательства и за преступлениия в налоговой сфере. Одновременно предлагалось увеличить с 280 тысяч до 600 тысяч налоговую базу на каждое физическое лицо и снизить ЕСН с 26 до 20 процентов.
Геннадий Селезнев, сопредседатель фракции «Родина», отметил, что вопрос разработки и реализации легитимного механизма взаимной ответственности бизнеса, общества и государства стоит чрезвычайно остро. По данным Г.Селезнева, объем годовой теневой зарплаты в 2006 году составил 22,9 трлн. рублей, что на 350 млрд. рублей больше, чем в 2005 году. Более 30 процентов зарплаты сотрудников отечественных и зарубежных коммерческих компаний не облагаются налогом, сообщил Г.Селезнев.
Участники "круглого стола" проанализировали причины и последствия нарушения законодательства в области оплаты труда. В ходе обсуждения было отмечено, что налоговая нагрузка на фонд оплаты труда организаций превышает нагрузку на все остальные статьи затрат. Действующая ставка единого социального налога (ЕСН) не позволяет многим предприятиям малого и среднего бизнеса, особенно тем из них, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, вывести свои доходы из "тени". Имея относительно невысокий доход, сопряженный с постоянными коммерческими рисками, такие предприятия при условии оплаты всех налогов не могут обеспечить необходимый уровень заработной платы. Работодатели зачастую скрывают истинный фонд заработной платы, не включая в штат дополнительно нанятых сотрудников.
Профессор Российского гуманитарного университета Тимур Селивёрстов отметил, что в борьбе с "серыми" зарплатами надо активнее использовать контрольно-надзорные механизмы. "Пока ничего более эффективного, чем прокурорский надзор, не придумано", - сказал он.
Руководитель фирмы "АБ-аудит" Михаил Балашов одной из главных причин незаконной выплаты зарплат назвал несовершенство всей социальной системы. "Установленный законодательством минимальный размер оплаты труда, - сказал он, - намного ниже реального прожиточного минимума. То же самое можно сказать и в отношении среднего размера пенсий. Люди не верят государству и не заинтересованы в том, чтобы бюджет пополнялся". М.Балашов указал также на несовершенство налогового законодательства, в соответствии с которым, по его словам, с каждого рубля заработной платы работника надо заплатить 71 копейку налогов.
По итогам обсуждения Правительству рекомендовано детально проанализировать налоговую систему и внести соответствующие предложения по ее совершенствованию. Важно также определить оптимальную налоговую нагрузку на налогоплательщиков с учетом отраслевых и региональных особенностей их деятельности.
По мнению участников дискуссии, необходимо усовершенствовать систему налогового контроля, внести антикоррупционные поправки в законодательство и усилить административную и уголовную ответственность за нарушение бухгалтерского, аудиторского законодательства и за преступлениия в налоговой сфере. Одновременно предлагалось увеличить с 280 тысяч до 600 тысяч налоговую базу на каждое физическое лицо и снизить ЕСН с 26 до 20 процентов.