Районирование и экономическое развитие Севера неразрывно связаны
Парламентские слушания: "Северные регионы играют ключевую роль в развитии экономики России, обеспечении ее безопасности и геополитических интересов. Необходимо безотлагательно подготовить комплексный пакет законодательных и нормативных актов, регулирующих экономические и социальные вопросы на Севере России".
Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока провел парламентские слушания на тему: "Районирование Севера России", сообщает управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы.
Председатель комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко отметила, что северные регионы играют ключевую роль в развитии экономики России, обеспечении ее безопасности и геополитических интересов. "Необходимо безотлагательно подготовить комплексный пакет законодательных и нормативных актов, регулирующих экономические и социальные вопросы на Севере России", - сказала она. По ее словам, сложившаяся система государственной поддержки северных территорий вошла в противоречие с развивающимися экономическими и федеративными отношениями. Сегодня территория севера условно делится на две зоны: районы крайнего севера и приравненные к ним местности. При этом, отнесение конкретной территории к той или иной зоне не нашло отражения на уровне федерального закона. Не существует пока и утвержденных комплексных научно обоснованных критериев при отнесении территорий к районам Крайнего севера и приравненных к ним местностям. Нет единого научного обоснования южных границ российского севера.
"Только четкое законодательное определение южных границ севера и зон дискомфортности позволит сконцентрировать ресурсы на поддержку населения наиболее проблемных территорий, дифференцировать государственные механизмы регулирования по районам и зонам севера, - сказала В.Пивненко. - Такая правовая база создаст условия для упорядочения отношений в социальной сфере, налоговой, инвестиционной политике и позволит компенсировать затраты, связанные с удорожанием стоимости жизни северян, обеспечить равные конституционные права граждан на образование, медицинское обслуживание".
В.Пивненко сообщила, что комитет совместно с рабочей группой, созданной из числа ученых и специалистов, разработал научно-обоснованную методику районирования территорий севера, которая базируется на оценке степени дискомфортности жизнедеятельности населения по природно-климатическому, социально-экономическому и медико-биологическому факторам. На основании методики подготовлен законопроект "О районировании Севера Российской Федерации", устанавливающий правовые основы определения южной границы севера и законопроект "О перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Проекты законов проходят процедуру согласования и готовятся к внесению в Госдуму.
Председатель Комитета Совета Федерации по делам севера и малочисленных народов Геннадий Олейник отметил, что пока без внимания остаются вопросы, связанные с обеспечением развития северного производства.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Зоя Корнилова, поддержав концепцию представленных проектов, предложила перейти от идеологии вахтового освоения природных ресурсов на севере к идеологии обживания северных территорий.
Такую позицию разделил председатель Координационного Совета ассоциации экономического взаимодействия "Северное приморье" Виктор Косенко. "Китай принял программу заселения Приморского края и южных границ Хабаровского края, засылает к нам своих бизнесменов, предоставляет им беспроцентные ссуды, - сказал он. - Вопросы районирования нельзя отделять от вопросов экономического развития северных территорий. Они неразрывно связаны. А экономика потянет за собой и социальную сферу".
В ходе слушаний выработан ряд рекомендаций, которые будут доработаны и после утверждения Комитетом по проблемам Севера и Дальнего Востока - направлены Президенту, Председателю Правительства, в Совет Федерации, Общественную палату, профильные министерства и ведомства, руководителям органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации, а также в профсоюзы.
Председатель комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко отметила, что северные регионы играют ключевую роль в развитии экономики России, обеспечении ее безопасности и геополитических интересов. "Необходимо безотлагательно подготовить комплексный пакет законодательных и нормативных актов, регулирующих экономические и социальные вопросы на Севере России", - сказала она. По ее словам, сложившаяся система государственной поддержки северных территорий вошла в противоречие с развивающимися экономическими и федеративными отношениями. Сегодня территория севера условно делится на две зоны: районы крайнего севера и приравненные к ним местности. При этом, отнесение конкретной территории к той или иной зоне не нашло отражения на уровне федерального закона. Не существует пока и утвержденных комплексных научно обоснованных критериев при отнесении территорий к районам Крайнего севера и приравненных к ним местностям. Нет единого научного обоснования южных границ российского севера.
"Только четкое законодательное определение южных границ севера и зон дискомфортности позволит сконцентрировать ресурсы на поддержку населения наиболее проблемных территорий, дифференцировать государственные механизмы регулирования по районам и зонам севера, - сказала В.Пивненко. - Такая правовая база создаст условия для упорядочения отношений в социальной сфере, налоговой, инвестиционной политике и позволит компенсировать затраты, связанные с удорожанием стоимости жизни северян, обеспечить равные конституционные права граждан на образование, медицинское обслуживание".
В.Пивненко сообщила, что комитет совместно с рабочей группой, созданной из числа ученых и специалистов, разработал научно-обоснованную методику районирования территорий севера, которая базируется на оценке степени дискомфортности жизнедеятельности населения по природно-климатическому, социально-экономическому и медико-биологическому факторам. На основании методики подготовлен законопроект "О районировании Севера Российской Федерации", устанавливающий правовые основы определения южной границы севера и законопроект "О перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Проекты законов проходят процедуру согласования и готовятся к внесению в Госдуму.
Председатель Комитета Совета Федерации по делам севера и малочисленных народов Геннадий Олейник отметил, что пока без внимания остаются вопросы, связанные с обеспечением развития северного производства.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Зоя Корнилова, поддержав концепцию представленных проектов, предложила перейти от идеологии вахтового освоения природных ресурсов на севере к идеологии обживания северных территорий.
Такую позицию разделил председатель Координационного Совета ассоциации экономического взаимодействия "Северное приморье" Виктор Косенко. "Китай принял программу заселения Приморского края и южных границ Хабаровского края, засылает к нам своих бизнесменов, предоставляет им беспроцентные ссуды, - сказал он. - Вопросы районирования нельзя отделять от вопросов экономического развития северных территорий. Они неразрывно связаны. А экономика потянет за собой и социальную сферу".
В ходе слушаний выработан ряд рекомендаций, которые будут доработаны и после утверждения Комитетом по проблемам Севера и Дальнего Востока - направлены Президенту, Председателю Правительства, в Совет Федерации, Общественную палату, профильные министерства и ведомства, руководителям органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации, а также в профсоюзы.