Всех повергло в шок истинное состояние экономики Украины, опустевшая казна, долги, многомиллиардный дефицит бюджета.
С момента вступления в силу Закона Украины «О предупреждении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» от 27.03.2014 г. № 1166-VII (далее – «Закон») прошло три месяца. Принятие данного Закона изрядно всколыхнуло общественность.
Необходимость принятия такого закона и его целесообразность комментируют юристы ЮК "Инком ЮРЭК", оказывающей услугу регистрация флп в Харькове. Название Закона говорит само за себя. Всех повергло в шок истинное состояние экономики Украины, опустевшая казна, долги, многомиллиардный дефицит бюджета. Чтобы избежать финансовой катастрофы и создать предпосылки («смутные надежды») экономического роста в Украине, парламентарии нашли выход в усилении налоговой нагрузки на плательщиков. В результате планировалось увеличить поступления в бюджет, усовершенствовать нормы налогового законодательства, бережно и рационально использовать средства государства, никоим образом не допускать растрат, а социально незащищённым категориям граждан помогать по мере возможности. Поспешно принимая данный Закон, депутаты неоднократно объясняли причины, которыми он обусловлен, но почему-то, на мой взгляд, они были больше похожи на оправдания перед народом и перед своей совестью. Курс «лечения» экономики Украины был назначен.
С целью адаптации к изменениям, вводимым Законом, вступление их в силу разбито во времени.
Резонансные нормы, устанавливающие налогообложение НДС по ставке 7% операций по поставке лекарственных средств и медицинских изделий, коснулись как импортеров и поставщиков, так и обычных людей, имеющих проблемы со здоровьем, ударив по карману повышением цен на жизненно необходимые товары.
На очереди новая волна изменений. На этот раз в предвкушении не только бухгалтеры, юристы, предприниматели, но и многие рядовые граждане.
Количество новелл, установленных Законом, было таким, что их введение одномоментно могло стать смертельной дозой для украинцев. Осознав, что народ просто не переживет такую дозу нововведений, ее решили разбить во времени и «лечение» экономики сделали более длительным. Другими словами, инъекция изменений в налоговую систему вводится постепенно. И, на данный момент, пришла очередь новой «дозы». Итак, рассмотрим ее состав.
Наиболее существенными нововведениями, которые затронут жизнь украинцев, являются изменения в порядок налогообложения доходов физических лиц.
С 01 июля 2014 года увеличивается ставка налогообложения пассивных доходов в виде выигрышей, призов, процентов. Обращаем внимание, что изменения в порядке налогообложения дивидендов, которые законодатель поспешно и необдуманно первоначально также предполагал ввести в действие в текущем году, отложено на 01 января 2015 года.
Новеллой является установление прогрессивной шкалы ставки налога на доходы физических лиц (далее – «НДФЛ»). Отметим, что в понимании данной статьи к пассивным доходам относится налогообложение дивидендов, выигрышей, призов, процентов.
В соответствии с п. 167.5 Налогового кодекса Украины (далее – «НКУ»), изложенным в новой редакции, ставка налога на доходы физических лиц при налогообложении процентов, дивидендов, роялти и инвестиционной прибыли составляет:
- 15% – если база налогообложения не превышает 204 прожиточных минимумов;
- 20% – если база налогообложения превышает 204 прожиточных минимумов, но не превышает 396 прожиточных минимумов;
- 25% – если база налогообложения превышает 396 прожиточных минимумов.
По-прежнему, не включаются в базу налогообложения доходы, полученные от процентов в размере, который не превышает 17 прожиточных минимумов.
За базу принимается прожиточный минимум для трудоспособных лиц, установленный по состоянию на 01 января текущего года. В нынешнем году он составляет 1 218 грн.
Таким образом, доход физического лица, полученный от получения процентов, дивидендов, роялти и инвестиционной прибыли в размере, не превышающем 248 472 грн., облагается по ставке 15%, в размере, превышающем 248 472 грн., но не превышающем 482 328 грн., облагается по ставке 20%, свыше 482 328 грн. – облагается по ставке 25%.
Отметим, что ранее к указанным выше доходам, применялась ставка НДФЛ 5%.
Как и ранее, согласно пп. 165.1.2 НКУ не включаются в базу налогообложения доходы, полученные от процентов, начисленных на ценные бумаги, эмитированные центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную финансовую политику, и на долговые обязательства Национального банка Украины. А вот из нормы, предусмотренной пп. 165.1.41 НКУ, в соответствии с которой не включаются в базу налогообложения проценты на текущие банковские счета, по которым в пользу физических лиц осуществляются исключительно выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, социальной помощи и иных предусмотренных законодательством социальных выплат, льгота, установленная для «зарплатных» счетов, исключена.
Риски подобных изменений состоят в том, что увеличение ставки налогообложения процентов может привести к снижению количества банковских вкладов и утраты оставшегося доверия к банкам.
Несмотря на то, что изменение налогообложения дивидендов вступит в силу с 01 января 2015 года, обращаем внимание, что исключение из общего правила налогообложения дивидендов, установленное для налогообложения дивидендов, которые реинвестируются в уставный капитал юридического лица, остается. Такого рода дивиденды, в соответствии с пп. 165.1.18 НКУ, не включаются в доход физического лица и, соответственно, не подлежат налогообложению.
Что касается налогообложения доходов в виде выигрыша в лотерею, то ставка налога на доходы физических лиц, установленная п. 167.3 НКУ, осталась неизменной и составляет 30% базы налогообложения. К исключениям из этого правила, по-прежнему, относятся выигрыши и призы в государственную денежную лотерею в размере, не превышающем 50 минимальных заработных плат (т.е. 60 900 грн.), которые освобождены от налогообложения НДФЛ.
Кроме того, Законом установлено, что в базу налогообложения входит сумма пенсий, в том числе ежемесячного денежного содержания, получаемые плательщиком налогов с пенсионного фонда или бюджета, в случае, если размер пенсий либо содержания превышает 10 000 грн. в месяц. При этом налогообложению подлежит сумма превышения, т.е. налог на доходы физических лиц будет уплачиваться с разницы. Согласно пп. 164.2.19 НКУ данный вид доходов добавлен в базу налогообложения. Ставка налогов составляет 15%. Конечно же, таких «богачей» среди пенсионеров не много.
Подводя итог, в соответствии с п. 1 Заключительных положений Закона все перечисленные новшества в порядке налогообложения, а именно увеличение ставки налогообложения для пассивных доходов в виде выигрышей, призов, процентов вступают в силу с 01 июля 2014 года. Что касается налогообложения дивидендов, то повышенная ставка налога на доходы физических лиц коснется их с 01 января 2015 года. Так что, учредители предприятий могут пока вздохнуть спокойно. Кстати юридическая компания "Инком ЮРЭК" также оказывает услугу "регистрация ооо харьков".
Помимо изменений в налогообложении, которые ожидают граждан с 01 июля 2014 года, украинцам стоит готовиться и к другим нововведениям. Так, вступают в силу изменения, предусмотренные пп. 7 пп. 1 п. 8 раздела ІІ Закона. Данные изменения затрагивают Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.1992 г. № 2811-XI. С 01 июля 2014 года размер помощи при рождении ребенка составляет 41 280 грн. независимо от количества детей. Как известно, на данный момент действует градация размера помощи. При рождении первого ребенка назначается помощь в размере 30 прожиточных минимумов доходов граждан, установленных для детей в возрасте до 6 лет на момент рождения ребенка, при рождении второго – 60 прожиточных минимумов, при рождении третьего и последующих – 120 прожиточных минимумов. Напомним, что с 01 января 2014 года размер прожиточного минимума для детей в возрасте до 6 лет составляет 1 032 грн. Таким образом, помощь при рождении первого ребенка, которая на данный момент составляет 30 960 грн., увеличивается практически на 11 000 грн. Однако, такое, на первый взгляд, улучшение весьма обманчиво, поскольку помощь при рождении второго и последующих детей (на данный момент составляет 61 920 грн. и 123 840 грн. соответственно), значительно уменьшается. Очевидно, что указанные изменения затронут финансовое благополучие будущих родителей. Более того, они могут негативно отразиться на демографической ситуации в стране, заставляя молодые семьи «откладывать рождение детей до лучших времен».
Кроме вышеуказанных изменений, с 01 июля 2014 года вступают в силу изменения, касающиеся увеличения ставок акцизного налога на спирт этиловый, иные спиртовые дистилляты, алкогольные напитки, табачные изделия, табак и другие заменители табака. Возможно, эти нововведения не только послужат способом наполнения казны, но и выступят экономическим методом борьбы с растущей алкогольной и никотиновой зависимостью среди населения.
Таким образом, на пути к оздоровлению экономического состояния Украины необходимо выдержать все меры «лечебного» воздействия. Поскольку «болезнь» развивалась длительное время, не стоит ждать мгновенных улучшений. Однако, если курс «лечения» был выбран правильно, положительная динамика не заставит себя долго ждать. Остается надеяться, что внесенные в налоговое законодательство изменения достигнут прогнозируемого результата и заложат почву для будущего экономического роста государства в целом и каждого украинца в частности.
Юридическая компания "Инком ЮРЭК" - incomurec.com.ua.