Актуальность поручительства по госконтрактам, как обеспечение заказа, в победе на различных тендерах, проводимых в связи с размещением государственных заказов, несколько потеряла свои позиции.
Но в период, пока данный инструмент – поручительство по госконтрактам – широко развивался и применялся на практике как способ, обеспечивающий государственный заказ, параллельно с ним развивались и структуры «серого поручительства». В попытке защиты своих интересов, государство, естественно, ужесточило систему требований по отношению к поручителям, что на некоторое время их фактически устранило с рынка. Это явление закономерное, так как старые требования предусматривали лишь наличие капитала компании, превышающего сумму в 300 млн. руб., а новые требования имеют более жестки критерии отбора:
- Юридическое лицо в обязательном порядке должно обладать капиталом в рублях, сумма которого составляет не менее 300 миллионов, кроме того, размер капитала юридического лица обязательно должен превышать размер поручительства в 10 раз;
- Размер чистой прибыли должен превышать размер поручительства в 3 раза или чистая прибыль должна быть оценена в 100 млн. руб.;
- В распоряжении компании на правах собственника должны числиться здания в общей сумме превышающие размер поручительства в 10 раз или же оценочная стоимость их должна быть более 1 млрд. рублей;
- Статистическую основу для данных требований составляли данные по компании за два предыдущих календарных года.
Процедура «клонирования» поручителей не обсуждается – не имеет смысла, ибо в большинстве своём состоит в мастерстве использования и функциональности графических редакторов. Для крупных компаний наиболее интересен вопрос целесообразности гарантий исполнения по государственному контракту третьей стороной.
Законом разрешается оформление договора фирмой, обладающей довольно значительным, даже по федеральным понятиям, собственным капиталом. Закон в этом случае предусматривает получение прибыли в гигантских размерах (обеспечивающих существенные контракты – более 100 миллионов), а также – наличие в собственности фирмы недвижимости (большинство контрактов предусматривает стоимость недвижимости, превышающую 1 млрд. руб.). «Фирмам-одноневкам» очень трудно просуществовать в течение 2-3 лет при таких жёстких условиях, требуемых законом.