При решении логистических задач необходимо рассматривать материально-техническое обеспечение производственной деятельности предприятия в рамках единой системы.
Достичь максимального успеха при ведении бизнеса возможно лишь в том случае, когда в данной конкретной области производства/оказания услуг тщательно изучены спрос на товары/услуги, их необходимые объемы, регионы производства и потребления этих товаров/услуг, а также есть понимание и возможности, чтобы целевые заказы были выполнены. «Координацией информационных, материальных и финансовых потоков при выполнении целевых заказов и занимается логистика. Она охватывает операции от распределения исходного сырья до перемещения и хранения готовой продукции. При этом необходимо обеспечить слаженность взаимодействия подразделений предприятия для качественного обслуживания клиентов» - комментирует Сафиуллин Марат Дамирович.
При решении логистических задач необходимо рассматривать материально-техническое обеспечение производственной деятельности предприятия в рамках единой системы, объединенной главной задачей оптимизации интегральных издержек функционирования всех ее составляющих с учетом присутствующих ограничений, при этом обеспечивая необходимый уровень обслуживания клиентов. Достижение необходимой координации действий всех подразделений предприятия осуществляется благодаря взаимосвязанному планированию и управлению. Компании, как правило, имеют в своем штате сотрудников, сопровождающих процесс обработки заказа от операций с сырьем до продаж, и координирующих работу подразделений в процессе выполнения заказов.
«Если объем этих функций невелик, он возлагается на исполнительного директора или логистика-специалиста по организации производства. Диспетчерские службы отслеживают связи между подразделениями. Контроль выполнения текущих планов осуществляется на оперативных совещаниях, куда приглашаются руководителей разных подразделений» - говорит Сафиуллин Марат Дамирович.
При росте объемов и усложнении логистических процессов (возникают новые логистические цепочки, создаются новые линии выпускаемой продукции, при затруднении непрерывной координации вследствие территориальной удаленности подразделений) создается специальная должностная единица – директор по логистике. При наличии значительных материальных потоков организуются новые подразделения - департаменты логистики, курирующие и координирующие процессы выполнения заказов в целом и возглавляющие разрозненные подразделения.
Итак, на предприятии управление процессом выполнения целевых заказов осуществляет служба логистики.
В составе службы логистики есть ответственный за каждый вид выпускаемой продукции (или конкретную цепочку поставок), стратегические менеджеры, менеджеры оперативной логистики, другие менеджеры.
К задачам службы логистики относится:
- организация взаимодействия в логистических цепочках при выполнении целевых заказов при осуществлении:
- исходной подготовки логистических цепочек (определение параметров цепочек, планировании складского запаса для исключения непредвиденных срывов и т.п.);
- оперативного планирования заказов (обеспечения баланса предложения и спроса, учета перемещений и транспортировок);
- обеспечение баланса в процессе обработки заказов (удовлетворение спроса предложением, урегулирование в случаях замены товаров, срывов планов и т.п.).
- обеспечение управления логистическими цепочками:
- мониторинг состояния логистических цепочек (контроль времени и стадий прохождения заказа, учет затраченных материальных ресурсов, себестоимости процессов логистической цепочки);
- мониторинг логистической цепочки реализации заказов (сопоставление планов и фактов закупок, производства, продаж, транспортирования, контроль качества);
- анализ статистики (выявление слабых звеньев, анализ выполнения планов, параметров отдельных логистических процессов, определение рисков перманентных пере- и недовыполнений);
- оптимизация логистических цепочек (в части затрат, по времени, по загрузке).