Страхование представляет собой специфический тип коммерческой деятельности, основным назначением которого является защита людей при возникновении опасности.
Участники определенной операции заранее договаривались о создании специального страхового фонда на тот случай, если возникнут непредвиденные чрезвычайные обстоятельства. В наше время люди страхуют жизнь как членов семьи, так и собственную, а также имущество. Страхование можно разделить не несколько видов: обязательное, добровольное и, так сказать, условно-добровольное.
Типичными примерами первого вида являются страхование автомобилей (ОСАГО) и потенциально опасных объектов производства (ОПО). Фактически в этих случаях контроль над рисками осуществляет страховая компания, выдавшая полис. Стоит отметить, что для всех страховщиков установлены одинаковые условия работы. То есть конкуренция в этой сфере возможна, к примеру, в части оперативности обслуживания.
Самым распространенным примером добровольного вида страхования является КАСКО. При покупке автомобиля премиум-класса его владелец старается минимизировать риск утери транспортного средства либо его порчи, приобретая страховой полис. В этом случае у страховых компаний на порядок больше возможностей по достижению собственной выгоды. Это право самостоятельной оценки уровня риска, а также выбора подходящего тарифа и размера скидки.
Третий вид страхования, который носит название условно-добровольного, подразумевает наличие страхового полиса как первоначальное требование, обуславливающее дальнейшие действия. К примеру, при получении кредита заемщика обяжут имущество, выступающее в качестве залога, обязательно застраховать.
Ряд заказчиков требует от подрядчика в обязательном случае страховать ответственность и выполняемые строительно-монтажные работы. Для вступления в саморегулируемую организацию также могут потребовать страховой полис. Причем, застраховаться нужно в одной из компаний, входящих в определенный узкий перечень.
Интересен тот факт, что страхование не является видом деятельности, сопряженным с высокой степенью рисков, поскольку все они подлежат перестрахованию. Здесь страховщиками выступают крупные национальные и международные компании, которые на рынке розничных услуг не работают. То есть в этом случае уже можно говорить о мировых масштабах продажи и перепродажи страховых рисков.
Конкурентная борьба в данной сфере достаточно жесткая. Это и послужило причиной появления на рынке страхования новых типов участников – страховых агентов и брокеров. В обязанности агента входит привлечение потенциальных клиентов для компаний, занимающихся страхованием, за что они получают комиссию. Брокеры осуществляют защиту интересов застрахованных лиц в процессе их взаимодействия со страховщиками: занимаются решением вопроса продления полисов и урегулированием размеров убытка.